Дорогиечитатели, мы начинаем публиковать перевод главы “Ритуальное очищение”из книги «Облегчение Всеведущего» ученого Абдуллы ибн Абдуррахмана ибнСалиха Аали Бассама, которая в свою очередь является толкованием книги«Основа законоположений» имама Аль-Макдаси . В своей работе автор АалиБассам основывался на пророческих хадисах, которые он комментировал,объясняя общий смысл хадисов и поясняя некоторые их термины, полезныемоменты и шариатские нормы. И так:
Книга очищения
Хадис первый
عنعمرَ بنِ الخطاب رضي الله عنه ، قال : سمعتُ رسولَ الله صلى الله عليهوسلم يقول: إنما الأعمالُ بالنياتِ ـ وفي رواية بالنية ـ وإنما لكلِّ امرئما نوى ، فمن كانت هجرتُهُ إلى اللهِ ورسولِهِ فهجرتُه إلى اللهِ ورسولِه، ومن كانت هجرتُه إلى دنيا يُصيبُها ، أو امرأةٍ يتزوجُها ، فهجرته إلىما هاجر إليه
رواه البخاري 1 و مسلم 1907
Передают со словповелителя правоверных Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба (да будетдоволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Поистине деяния без намерения не действительны, и поистине,каждому человеку (будет) только то, что он намеревался (обрести). Тот,чье переселение было (совершено) к Аллаху и Его Посланнику, то егопереселение будет ради Аллаха и Его Посланника[1], а тот, ктопереселился ради чего-нибудь мирского или ради женщины, чтобы женитьсяна ней, то его переселение к тому, к чему он переселялся[2]» (Этотхадис передали аль-Бухари: 1 и Муслим: 1907).
Значение некоторых терминов и выражений в хадисе:
1.«Поистине деяния без намерения не действительны» – смысл этоговыражения заключается в том, что все поступки человека оцениваются поего намерениям. Праведного дела без намерения не бывает.
2.Намерение в арабском языке означает цель совершения какого-либодействия или высказывания. Аль-Байдауи писал: «Намерение – этонаправленность сердца к тому, что он считает соответствующим задаче вприобретении того или иного блага или отвращении того или иного вреда».В шариатской терминологии намерение – это твердая решимость всовершении поклонения с целью приближения к Аллаху Всевышнему.
3.«то его переселение будет ради Аллаха и Его Посланника» – смыслвыражения заключается в том, что того, кто переселился к Аллаху и ЕгоПосланнику (да благословит его Аллах и приветствует) ожидает награда вмире вечном за переселение с намерением и твердой решимостью совершитьэто ради Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах иприветствует).
Общий смысл хадиса:
Этот великий хадисявляется важнейшим правилом в Исламе, определяющим, будет ли делопринято или нет, а также определяющим степень ожидаемой награды засовершённое дело.
Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) сообщил о том, что стержнем всех дел является намерение.Таким образом, если намерение было праведным[3], и дело совершено радилика Всевышнего, то оно будет принято, в противном же случае оно будетотвергнуто, ведь, поистине, Всевышний Аллах не принимает то, чтосовершено не ради Него. Вслед за этим он привел пример с переселением,разъясняющий это важное правило: тот, кто переселился из страны ширка(многобожия) в страну ислама, желая обрести награду от Аллаха, стремясьбыть рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) иполучить шариатские знания, то его переселение – на пути Аллаха и Оннаградит его за это. А тот, кто переселился ради чего-нибудь мирского сцелью удовлетворения потребностей этой жизни, то не будет ему за этонаграды. Более того, тот, кто переселился ради совершения греха, будетнаказан за это.
Намерение различает между поклонением ипривычными мирскими делами[4]; так, к примеру, полное омовение, взятоедля очищения от большого осквернения, является поклонением, в то времякак полное омовение, взятое для охлаждения, считается обычным делом.
Намерение в шариате рассматривается с двух аспектов:
Проявлениеискренности в делах, посвящение их одному лишь Аллаху. Этот аспектуказывает на высочайшую роль намерения и является предметом обсужденияученых исламского вероубеждения и нравственности.
Различия между видами поклонения. Этот аспект является предметом обсуждения ученных мусульманского права.
Хадисимеет огромное значение для мусульман и охватывает все сферы их жизни.Исходя из этого становится ясным, что нескольких строк недостаточно дляего подробного разъяснения, но очень важно правильно понять егофундаментальный смысл. Имам аль-Бухари (да окажет ему Аллах своюмилость) начал свою книгу «Сборник достоверных хадисов» именно с этогохадиса, ввиду того, что он касается всех вопросов, рассматриваемыхвсеми отраслями шариатского знания.
Польза хадиса:
Стержнемвсех дел является намерение, будь оно праведным или неправедным, полнымили неполным, в повиновении Аллаху или в ослушании Его. Таким образом,если человек совершил деяние, поселив в сердце показуху, то согрешил.Кто вышел на джихад с намерением возвысить слово Аллаха, награда егополна. Тот же, кто вышел на джихад с намерением возвысить слово Аллаха,но при этом также хотел получить добычу, награда его меньше, а тот, ктовышел на джихад только за добычей, то на нем нет греха, но он и неполучит награды муджахида.
Намерение – главное условие в делах, новажно не допускать чрезмерности по поводу его наличия, так как однотолько желание сделать что-либо говорит о присутствии намерения всердце.
Источником намерения является сердце, и произносить его вслух является нововведением.
Необходимосторониться показухи, любви к славе и совершения дел ради жизни в этоммире, так как подобные намерения портят поклонение.
Проявление заботы о сердце и необходимость контролировать его дела.
Переселениеиз страны ширка (многобожия) в страну ислама является одним из лучшихвидов поклонения, если оно было совершено ради Всевышнего Аллаха.
Ибн Раджаб (да окажет ему Аллах свою милость) упомянул, что дела, совершенные не ради Аллаха, бывают нескольких видов:
-полностью посвященные ради достижения своих мирских целей, в которыхнет ничего, кроме получения довольства людей. Такое намерение вряд лиможет исходить от верующих, и нет сомнения в том, что подобные делатщетны, а совершающий их находится под гневом Всевышнего и достоиннаказания;
- посвященные Аллаху, но в то же время в нихприсутствует показуха. Если показуха имела место с самого начала, тодостоверные источники указывают на недействительность этих дел. Если жечеловек совершил дело ради Аллаха, после чего к нему добавиласьпоказуха, которая была отвергнута им, то дело считается действительными принятым. Что касается показухи, которая появилась позже и не былаотвергнута, то в этом вопросе нет единогласного мнения среди ученных.
[1] А значит он получит своё вознаграждение за это.
[2]То есть на самом деле он не будет являться переселенцем, получающимвознаграждение за свое переселение, так-как он будет всего лишьпреследующим мирские цели как торговец или жених и т.д..
[3] То есть соответствовало тому, что узаконил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
[4] То есть, которые совершаются не ради поклонения.
Из книги «Облегчение Всеведущего»толкование книги «Основа законоположений»
Абдулла ибн Абдуррахман ибн Салих Аали Бассам
Перевел: Абу Ибрахим Туркестани